Пн - Чт, Вс - с 10:00 до 22:00
Пт, Сб - с 10:00 до 23:00
РУС | EN
Главная  / Блог  / Элементы фигурного катания - названия и виды

Элементы фигурного катания - названия и виды

Фигурное катание — это особый вид спорта, сочетающий катание на коньках, гимнастику. Его любят взрослые, дети. Фигуристы грациозно скользят под красивую музыку, выполняют сложные элементы, показывают эмоции.

Спортсмены проявляют силу, гибкость, координацию, силу воли, музыкальный слух. Каждый выход на лед — это маленький спектакль. Чем выше мастерство фигуриста, тем легче и изящнее выглядят его движения.

Каждый элемент фигурного катания имеет свое название, уровень сложности. Новички могут запутаться в терминах, отличиях. Например, в чем разница между тулупом и сальховым? Почему одни пируэты выглядят легко, а некоторые заставляют замереть от напряжения? Как выставляются оценки?

Ответы в статье.


Прыжки


Каждый прыжок в фигурном катании начинается с разгона, после которого следует толчок, короткий миг полета и выполнение одного или нескольких оборотов в воздухе.

Вершиной мастерства считаются тройной, четверной прыжок. Спортсмен сначала набирает скорость, прыгает, вращается, опускается на одну ногу. Первый в истории четверной прыжок на соревнованиях совершил известный канадец Курт Браунинг в 1988 году.

Все прыжки в фигурном катании делятся на два типа:
  1. Реберные. Фигурист, стоит на одном коньке, толкается ребром.
  2. Зубцовые. Отталкивание происходит при помощи зубчиков.

Реберными считаются Аксель, Сальхов, Риттбергер. Зубцовыми — Тулуп, Флип, Лутц. Успешное выполнение прыжков значительно повышает общий балл, производит сильное впечатление на зрителей.

Основные виды прыжков:

Сальхов

Назван в честь шведа Ульриха Сальхова. Для того, чтобы его прыгнуть, нужно немного отъехать, замахнуться, оттолкнуться внутренним ребром, перевернуться в воздухе, опуститься на одну ногу. Обычно до прыжка спортсмен помогает себе махом — «подкруткой».

Риттбергер

Назван в честь Вернера Риттбергера. За элегантность его называют «прыжком-невидимкой». Нужно толкнуться наружным ребром, замахнуться свободной ногой, прыгнуть, повернуться вокруг своей оси.

Аксель

Единственный прыжок в фигурном катании, который выполняют спереди. Фигурист разгоняется, делает шаг, резко выпрыгивает вверх. В воздухе быстро собирается и выполняет полтора витка (для двойного акселя — два с половиной). Сейчас Аксель прыгают все топ-фигуристы. Называется прыжок в честь норвежца Акселя Паульсена. Стоимость его исполнения на соревнованиях — одна из самых высоких.

Лутц

Один из непростых прыжков в фигурном катании. Фигурист-правша катится вспять на наружной левой грани, совершает толчок правым зубцом, делает вращение в воздухе против часовой стрелки. Приземление происходит на наружное ребро. Лутц сложнее Флипа из-за «противоестественного» отталкивания.

Флип

Похож на лутц, но немного отличается. Фигурист разгоняется спиной вперед, ставит конек на внутреннее ребро, с силой ударяет зубцом, выпрыгивает вверх. Это прыжок часто путают с лутцем.

Тулуп

После разгона фигурист встает на правую ногу (если крутится влево), немного приседает, затем резко выталкивается зубцом. Одновременно производит мах левой ногой вперед, поворачивает плечи. В полете группируется, чтобы быстро провернуться. Делает виток, приземляется на одну ногу, вытягивает ладони и ногу в сторону, чтобы не упасть.


Шаги


Элемент фигурного катания, создающий плавные переходы между частями программы. Основа хореографии, придает выступления динамику.

Базовая дуга, елочка, доступны новичкам. Моухок, чоктау — опытным фигуристам. Хорошо исполненные шаги, синхронизированные с музыкой, нравятся зрителям.
  • Дуга. Это скольжение по изогнутой траектории. Дает возможность подготовиться к прыжку.
  • Беговой. Используется фигуристами для разгона.
  • Елочка. Напоминает лыжный ход, оставляет на льду полосы в виде буквы «V». Обеспечивает устойчивость.
  • Моухок. Фигурист начинает катиться вперед на одном коньке, потом разворачивается и едет назад на другом. Ноги как будто рисуют букву «С». Главное — не торопиться. Отталкивается попеременно внутренней, наружной гранями.
  • Чоктау. Взрывное скользящее движение. Сначала фигурист катится вспять, ноги вместе. Чуть-чуть приседает, как будто собирается прыгнуть. Потом быстро, сильно отталкивается обеими ногами в стороны, словно хочет раздвинуть лед под собой. Сразу же подтягивает ноги обратно и мягко приземляется на оба лезвия, слегка согнув колени.


Повороты


Добавляют фигурному катанию выразительности, динамики.
  • Скобка. Фигурист катится вперед, затем разворачивается, словно рисует значок «}».
  • Петля. Плавный разворот вокруг своей оси на одной ноге, при котором конек рисует на льду окружность.
  • Крюк и выкрюк. Это резкие развороты на одном коньке, похожие на зигзаг.
    • Крюк. Фигурист едет назад, резко разворачивается внутрь, как будто подворачивает стопу и затем продолжает двигаться дальше.
    • Выкрюк. То же самое, что и крюк, но с разворотом наружу.

    Следы выглядят как крючки или молнии.


Вращения


Основные виды:
  • Винт, стойка. Базовое вертикальное вращение с максимальной скоростью.
  • Волчок. Выполняется сидя на одной ноге с согнутой опорной ногой и параллельным льду туловищем.
  • Либела.Фигурист наклоняется параллельно льду, поднимает ногу.
  • Лежачая либела. Усложненный вариант. Фигурист скользит на одной опоре, сильно наклоняя корпус вбок, почти параллельно льду, а свободную ступню поднимает как можно выше. Получается эффектный «горизонтальный шпагат».
  • Винт. Пируэт на одном коньке, при котором второй ботинок обвивается вокруг опоры.
  • Заклон. С наклоном назад. Создается эффект изогнутого тела.
  • Бильман. Фигурист, скользя на одной ноге, поднимает вторую ногу и удерживает конек руками над головой и кружится.

Высококлассные профессионалы демонстрируют множество самых разных вариантов вращений:
  • Полубильман. Неполный захват.
  • Флажок. Боковой заклон.
  • Колечко. Захват ботинка рукой.
  • Смена ноги. Во время исполнения фигурист меняет опору.
  • Прыжковый заход. Вход в пируэт через прыжок.


Спирали


Продолжительное скольжение при фиксированном положении туловища. На ледовой поверхности остается след с непрерывной кривизной, без изломов, колебаний.

Разновидности:
  • Арабеск. Свободная нога отведена перпендикулярно опорной, как в «ласточке».
  • Ласточка. Туловище наклонено, прямая нога поднята.
  • Флажок. Спираль в вертикальной позиции. Фигурист держит голень вытянутой в сторону, корпус наклоняет параллельно льду. Руки раскинуты в стороны.
  • Кораблик. Коньки едут в противоположном направлении. Получается след в виде «кораблика». Ладони можно развести для баланса. Простой, но красивый элемент, который часто используют в дорожках.

Спирали с захватом:
  • Бильман. Стопа сзади, подтягивается ладошками к голове.
  • Карандашик. Ступня взлетает максимально высоко вбок, образуя букву «Y».
  • Керриган. Бедро поднято за спиной, кисть держится за колено. Названа по имени Нэнси Керриган.
  • Шарлотта. Порывистый наклон вперед, кисти качаются льда, ботинок поднимается вертикально вверх, почти в шпагат. Получается «свечка». Названа по имени фигуристки Шарлотты Ольсен.
  • Перекрестный бильманн. Ножка удерживается скрещенными руками.
  • Бауэр. Скольжение на двух ногах в глубоком приседе, корпус откинут назад, руки раскинуты. Похоже на популярную «ласточку».
  • Кантилевер. Необычная спираль с горизонтальным отклонением назад. Одна нога вытянута, вторая согнута. Напоминает мостик.


Элементы парного фигурного катания


В программу парного фигурного катания включают три типа синхронных элементов:
  • Вращения. Партнеры одновременно, одинаково вращаются в едином темпе.
  • Прыжки. Оба прыгают на одну высоту. Одновременно выталкиваются и приземляются.
  • Дорожки. Пара старается выполнить серию шагов, поворотов, перетяжек по заданному рисунку.

Отдельную группу составляют элементы, которые исполняются совместно, как единое целое:
  • Синхронные спирали с поднятыми ногами. Важны плавность скольжения, эстетика.
  • Совместные кручения. Юноша и девушка вращаются как единое целое.

Особого внимания заслуживают интересные элементы, не имеющие аналогов у одиночников:
  • Поддержки. Один удерживает другого.
  • Выбросы. Мужчина подбрасывает женщину в полет с последующим приземлением.
  • Подкрутки. Подкручивание партнерши перед приземлением.
  • Тодесы. Удерживаемая партнерша, движется в глубоком наклоне.

Все элементы должны быть связаны между собой.


Ограничения в фигурном катании


Фигурное катание достаточно травмоопасный вид спорта. Поэтому все фигуристы соблюдают строгие правила. Они позволяют минимизировать травмы при падениях, столкновениях коньками. Пресекают попытки маскировать слабую технику эффектными, но недопустимыми элементами.

Категорически запрещены:

Акробатические трюки:
  • Сальто — полный переворот через голову.
  • Вертикальные перевороты.

Опасные, рискованные комбинации:
  • Обхват шеи, бедер, запрещенных зон.
  • Кручения с полным отрывом.
  • Раскрутки за конечности с потерей контакта с поверхностью.
  • Поддержки с более чем 3,5 оборотами.
  • Выпрыгивания навстречу.
  • Каскады из четырех и более прыжков подряд.

Другие нарушения:
  • Длительное нахождение на коленях.
  • Чрезмерное использование поддержек (более 50% программы).
  • Применение реквизита, декораций.

За каждый запрещенный трюк предусмотрено наказание — снижение оценки на 2 балла.


Танцы на льду


До 2010 года существовало три танца: обязательный, оригинальный и произвольный. С сезона 2010—2011 международная танцевальная система изменилась Теперь выступления состоят из короткого и произвольного.
  • Короткий
    Каждый сезон ISU определяет обязательный танец. Например, румба или фокстрот. Дуэт исполняет 1–2 круга, дополняя его собственной хореографией в том же стиле.
  • Произвольный
    Свободная композиция. Музыкальное сопровождение может быть любым, но с меняющимся темпом.

Победа определяется по сумме баллов за две программы.

Музыка должна иметь четкий ритм. Вокал разрешён.

Обязательные элементы:
  1. Дорожка.
  2. Твизлы. Быстрые кручения на одной опоре.
  3. Невысокие поддержки, с акцентом на пластику.
  4. Совместные пируэты.

Запрещенные приемы:
  • Прыжки более чем в 1 оборот.
  • Синхронные прыжки, даже в 1 оборот.
  • Долгий разгон «спортивными» шагами.
  • Продолжительное катание в отрыве друг от друга.

Акробатические трюки, чрезмерная атлетичность ведут к снижению оценок.


Безопасность в фигурном катании


Фигурное катание сочетает грациозность движений с повышенной сложностью технических элементов. Чтобы минимизировать риск травм, получить удовольствие от занятий, важно всегда соблюдать технику безопасности.

Основные требования:

  • Подготовка оборудования

    Современные коньки изготавливаются из прочных материалов, обеспечивающих надежную фиксацию ноги. Особое значение имеет подбор размера обуви.

    Лезвия нужно регулярно затачивать. Иначе повысится вероятность падений. Костюмы для тренировок и соревнований должны быть удобными, не сковывающими движений.

  • Разминка

    Перед началом тренировки необходимо разогреть мышцы, подготовить организм к физическим нагрузкам.

    Без качественного разогрева мышцы и суставы находятся в уязвимом состоянии. Любое неловкое движение может привести к травме.

    В разминку включают набор самых разных, сборных упражнений: динамическая растяжка, легкий бег, ОРУ. Бывшие спортсмены подтвердят, что хорошая разминка помогает лучше кататься, правильно выполнять задания.

    В женском одиночном фигурном катании особенно ценится, гибкость, пластичность. Без нормального разогрева продемонстрировать эти качества затруднительно.

  • Обязательное изучение базы

    Тем, кто впервые встал на лед, прежде всего стоит научиться держать равновесие, отталкиваться, тормозить.

    Повороты выполняются путем переноса веса тела. Начинать лучше всего с простых элементов. Затем можно переходить к восьмеркам.

    Правильное расположение туловища, кистей помогает сохранять равновесие.

Как правильно падать

Когда человек теряет равновесие, он инстинктивно пытается смягчить удар ладонями или коленями.

Чемпионы в основном падают по другому. Они приземляются на бок. В этом случае, минимизируется нагрузка на суставы, позвоночник.

Психологическая подготовка

Фигурное катание – непростое дело. Уверенность в себе, умение концентрироваться, смотреть трудностям в «лицо» повышают безопасность спортсмена. И, наоборот, чувство робости, тревоги, неуверенность приводят к ошибкам, падениям.

До начала работы над трудным элементом нужно досконально знать, как он выполняется. Мысленно представьте себе каждое движение. Это снизит уровень стресса, повысит уверенность в собственных силах.


Подведем итоги


Фигурное катание состоит из большого количества элементов. Самые сложные — прыжки. Для связки разных композиций используются шаги, такие как дуга, ёлочка, моухок, чоктау.

Вращения позволяют продемонстрировать судьям гибкость, техничность, пластику. Элегантные спирали, такие как ласточка, шарлотта, флажок, подчеркивают артистизм.

Профессиональные спортсмены регулярно исполняют технически сложные элементы. Поэтому важным условием их успеха становится тщательная подготовка.

Некоторые фигуристы принимают участие в крупных международных турнирах, чемпионатах мира, Олимпийских играх. Их результаты зависят от стабильности, точности выполнения элементов программы.

Фигурное катание объединяет сложную технику и артистизм. Чем лучше фигурист владеет своим телом, тем большего он добивается.

Приглашаем на занятия фигурным катанием в «Мега Айс». Поможем освоить базовые элементы усовершенствовать существующие навыки. Тренировочный процесс построен с учетом возрастных особенностей.

Предлагаем комфортную систему оплаты, удобное расписание занятий, дополнительные услуги.
© ООО «АйсКор», 
г. Москва, ул. Ходынский бульвар, д.4, м. ЦСКА , ТЦ «Авиапарк», 4 этаж
Mega Ice г. Москва, ул. Ходынский бульвар, д.4, м. ЦСКА , ТЦ «Авиапарк», 4 этаж
+7 (499) 270-01-89
Пн - Чт, Вс - с 10:00 до 22:00
Пт, Сб - с 10:00 до 23:00
aviapark@mega-ice.ru
РУС | EN
г. Москва, ТЦ «Авиапарк»